РАЗДЕЛЫ

15 января 2025 г.

Что ждет специалиста по охране труда в 2025 году?

Что ждет специалиста по охране труда в 2025 году? К чему готовиться, какие документы обновлять? Давайте рассмотрим все актуальные нововведения:

Оказание первой помощи

С 1 сентября 2024 года вступила в силу новая редакция статьи 31 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 № 323-ФЗ. Изменения были внесены Федеральным законом от 14.04.2023 № 135-ФЗ.

Статью 31 переписали полностью: от термина «Первая помощь» и до введения порядка оказания первой помощи, утверждения ее последовательности, и расширения перечня состояний, при которых такая помощь должна быть оказана.

В эту же дату, то есть с 1 сентября 2024 года вступил в силу приказ Минздрава России от 03.05.2024 № 220н, который утвердил порядок оказания первой помощи. Он заменил ранее действующий Приказ Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 № 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи».

Новый приказ содержит расширенный перечень состояний, а также мероприятий по непосредственному оказанию первой помощи и последовательность проведения таких мероприятий.

Основные изменения следующие:

  1.    Разрешено использование автоматического наружного дефибриллятора (при его наличии).
  2.   Для оказания первой помощи не требуется согласие пострадавшего, если до начала ее оказания он или его законный представитель не отказался от помощи.
  3.   Расширен перечень состояний, при которых оказывается первая помощь:

·        укусы или ужаливания ядовитых животных;

·        острые психологические реакции на стресс;

·        судорожный приступ с потерей сознания.

4.      В число мероприятий по оказанию первой помощи добавлено:

·        «оказание помощи пострадавшему в принятии лекарственных препаратов для медицинского применения, назначенных врачом»;

5.      Из методов остановки наружных кровотечений исключены:

·        пальцевое прижатие артерии;

·        максимальное сгибание конечности в суставе;

6.      Мероприятия дополнены:

·        обеспечением безопасности для окружающих;

·        использованием медицинских изделий для обеспечения собственной безопасности;

· информированием пострадавшего и окружающих о готовности оказания первой помощи и ее начале.

Комплектация аптечек

Установлены новые требования к составу аптечек, которые должны быть в организации.

С 1 сентября 2024 года приказом Минздрава от 24.05.2024 № 262 изменили требования к аптечкам первой помощи. Аптечки, произведенные до 1 сентября 2024 года, могут применяться до истечения срока годности содержащихся в них медицинских изделий, но не позднее 1 сентября 2027 года.

Переходный период на новые аптечки должен пройти не позднее 1 сентября 2027 года.

 Комплектацию изменили, но не существенно:

·               нестерильных одноразовых масок должно быть не 10, а 2;

·               выбор перчаток стал больше;

·               масок для сердечно-легочной реанимации стало 2 вместо 1 (либо загубник как альтернатива);

·               урезано разнообразие ножниц;

·               в необходимую комплектацию добавлен блокнот;

·               требуется предусмотреть наличие маркера или карандаша (черный или синий).

Кроме требований к комплектации аптечки для оказания работниками первой помощи пострадавшим, утверждены и другие составы аптечек для оказания первой помощи:

·       пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях (автомобильной);

·       в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

·       с применением медицинских изделий и лекарственных препаратов спасателями, осуществляющими аварийно-спасательные работы;

·       при прохождении туристских маршрутов, требующих специального сопровождения;

·       на гражданском воздушном судне;

·       на железнодорожном, морском, речном вокзалах, аэровокзалах, автовокзалах, железнодорожных станциях и автостанциях;

·       судебными приставами;

·       должностными лицами таможенных органов;

·       на железнодорожном транспорте при оказании услуг по перевозкам пассажиров;

·       для оснащения пожарных автомобилей;

·       сотрудниками полиции;

В 2025 же году утверждены и вводятся в действие требования к размещению, хранению и использованию аптечек и укладок для оказания работниками первой помощи пострадавшим (Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 09.08.2024 № 398н).

В нем содержатся требования о разработке локального акта, определяющего требования к местам размещения аптечек, требования к обеспечению контроля за комплектацией, пополнением аптечек, сроком годности медицинских изделий, необходимости установления периодичности контроля.

Данные требования вступают в силу 1 марта 2025 года.

По остальным аптечкам и укладкам должны быть разработаны и приняты свои требования к размещению, хранению и использованию, которые сейчас находятся в стадии проектов.

Изменения в отчетах по охране труда в 2025 году за 2024 год

Изменилась форма отчета № 1-Т (условия труда).

В 2025 году для подачи отчетности за 2024 год необходимо использовать форму, утвержденную Приложением №5 к приказу Росстата от 31.07.2024 № 338.

Отчет подается один раз в год с 1-го рабочего дня после отчетного периода по 21 января.

Форма отчета № 7-травматизм утверждена Приложением № 2 к приказу Росстата от 31.07.2023 № 361. Так же как и отчет 1-Т (условия труда), он является годовым и подается с 20 февраля по 1 марта.

Специальная оценка условий труда (СОУТ)

Приказом Минтруда России от 21.11.2023 № 817н утвержден новый порядок проведения СОУТ.

Изменения были нужны, так как почти полностью обновились гигиенические нормативы по вредным факторам. Вступили в силу новые санитарные правила, которые являются основой для расчета отклонения фактического состояния условий труда от предельно допустимых концентраций.

Также в рамках приказа Минтруда № 817н, кроме самой методики проведения СОУТ, утверждены:

Приложение № 2. Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов (ВОПФ)

 Приложение № 3. Форма отчета о проведении СОУТ Приложение

№ 4. Инструкция по заполнению отчета о проведении СОУТ.

Данный Приказ заменит Приказ Минтруда России от 24.01.2014 № 33н и будет действовать до 1 сентября 2030 года.

Форма акта для несчастных случаев

Утвержден новый порядок оформления несчастного случая на производстве актом Н-1С

Приказом Минтруда России от 25.04.2024 № 237н внесены изменения в приложения к Приказу Минтруда России от 20.04.2022 № 223н.

Это необходимо, чтобы быстрее передавать информацию в СФР для подтверждения выплат пострадавшим в НС.

Часто происходит, что комиссия не может завершить расследование вовремя, потому что не готовы какие-то экспертизы, не хватает актов, или следственные органы затягивают сроки. В такой ситуации нужно составить акт Н-1С по форме 4 в приложении № 2 к порядку расследования НС. Если несчастный случай был квалифицирован, как не связанный с производством, акт по форме Н-1С не составляют.

Изменения в медицинских осмотрах в 2025 году

В 2025 году возможно поменяется порядок проведения медицинских осмотров, который в данный момент регламентируется Приказом Минздрава России от 28.01.2021 N 29н.

Планируется, что вместо одно порядка их станет два, а именно:

·               для работников, выполняющих работы с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры;

·               для работников эпидемиологически значимых профессий (организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений и др.).

На данный момент нормативно-правовые акты находятся в стадии проектов. Планируется, что новые порядки в случае их принятия вступят в силу с 1 марта 2025 года.

Лечебно-профилактическое питание

Расширен перечень работ, при выполнении которых работникам предоставляется бесплатно лечебно-профилактическое питание

Приказом Минтруда России от 19.03.2024 № 122н дополнен перечень работ, при выполнении которых работникам предоставляется бесплатное лечебно-профилактическое питание. В перечень вошли 24 новых раздела в сфере военной промышленности — производства боеприпасов и специальной химии.

Обеспечение работников СИЗ

С 1 января 2025 года организации будут обязаны полностью соответствовать новым правилам, предоставляя СИЗ согласно Единым типовым нормам (ЕТН) и учитывая специфику условий труда и профессиональные риски каждого сотрудника.

По требованиям новых Правил № 766н организации и ИП обязаны:

·               На основе ЕТН, с учетом результатов СОУТ и оценки профрисков, а также мнения профсоюза (при его наличии в организации) разработать и утвердить нормы бесплатной выдачи СИЗ и смывающих средств.

·               Разработать ЛНА, который урегулирует порядок обеспечения работников СИЗ и смывающими средствами, распределить обязанности и ответственность должностных лиц с учетом особенностей структуры управления организации и требований Правил.

·               Информировать работников о нормах и способах выдачи СИЗ, условиях хранения, об обязанности следить за их целостностью и комплектностью, если СИЗ хранятся в нерабочее время у самих сотрудников.

·               Проводить обучение, инструктаж и информирование работников о правилах эксплуатации СИЗ, использование которых требует практических навыков, проводить обучение простейшим способам проверки работоспособности.

·               Вести учет и контролировать выдачу СИЗ и своевременный их возврат, когда закончится нормативный срок эксплуатации или если СИЗ досрочно вышло из строя.

·               Не допускать сотрудников к работе без СИЗ, в неисправных СИЗ или СИЗ с загрязнением, снижающим уровень защиты.

·               Обеспечить постоянное наличие СИЗ, смывающих и обеззараживающих средств в вендинговом аппарате, если он используется.

·               Обеспечить хранение СИЗ согласно требованиям изготовителя, своевременно выявлять повреждения, возникшие при эксплуатации, ремонтировать СИЗ.

·               Обеспечить уход, стирку, химчистку, обеспыливание, дегазацию, дезактивацию, дезинфекцию и обслуживание СИЗ согласно рекомендациям изготовителя.

·               Своевременно принимать от работников, выводить из эксплуатации и утилизировать СИЗ.

В рубрике: Изменения в законе    


Оцените:
Поделитесь ссылкой в:

Отправляю....
Отправляю....