15 января 2025 г.
Что ждет специалиста по охране труда в 2025 году?
Что ждет специалиста по охране труда в 2025 году? К чему готовиться, какие документы обновлять? Давайте рассмотрим все актуальные нововведения:
Оказание первой помощи
С 1 сентября 2024 года вступила в силу новая редакция статьи 31 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 № 323-ФЗ. Изменения были внесены Федеральным законом от 14.04.2023 № 135-ФЗ.
Статью 31 переписали полностью: от термина «Первая помощь» и до введения порядка оказания первой помощи, утверждения ее последовательности, и расширения перечня состояний, при которых такая помощь должна быть оказана.
В эту же дату, то есть с 1 сентября 2024 года вступил в силу приказ Минздрава России от 03.05.2024 № 220н, который утвердил порядок оказания первой помощи. Он заменил ранее действующий Приказ Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 № 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи».
Новый приказ содержит расширенный перечень состояний, а также мероприятий по непосредственному оказанию первой помощи и последовательность проведения таких мероприятий.
Основные изменения следующие:
- Разрешено использование автоматического наружного дефибриллятора (при его наличии).
- Для оказания первой помощи не требуется согласие пострадавшего, если до начала ее оказания он или его законный представитель не отказался от помощи.
- Расширен перечень состояний, при которых оказывается первая помощь:
· укусы или ужаливания ядовитых животных;
· острые психологические реакции на стресс;
· судорожный приступ с потерей сознания.
4. В число мероприятий по оказанию первой помощи добавлено:
· «оказание помощи пострадавшему в принятии лекарственных препаратов для медицинского применения, назначенных врачом»;
5. Из методов остановки наружных кровотечений исключены:
· пальцевое прижатие артерии;
· максимальное сгибание конечности в суставе;
6. Мероприятия дополнены:
· обеспечением безопасности для окружающих;
· использованием медицинских изделий для обеспечения собственной безопасности;
· информированием пострадавшего и окружающих о готовности оказания первой помощи и ее начале.
Комплектация аптечек
Установлены новые требования к составу аптечек, которые должны быть в организации.
С 1 сентября 2024 года приказом Минздрава от 24.05.2024 № 262 изменили требования к аптечкам первой помощи. Аптечки, произведенные до 1 сентября 2024 года, могут применяться до истечения срока годности содержащихся в них медицинских изделий, но не позднее 1 сентября 2027 года.
Переходный период на новые аптечки должен пройти не позднее 1 сентября 2027 года.
Комплектацию изменили, но не существенно:
· нестерильных одноразовых масок должно быть не 10, а 2;
· выбор перчаток стал больше;
· масок для сердечно-легочной реанимации стало 2 вместо 1 (либо загубник как альтернатива);
· урезано разнообразие ножниц;
· в необходимую комплектацию добавлен блокнот;
· требуется предусмотреть наличие маркера или карандаша (черный или синий).
Кроме требований к комплектации аптечки для оказания работниками первой помощи пострадавшим, утверждены и другие составы аптечек для оказания первой помощи:
· пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях (автомобильной);
· в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
· с применением медицинских изделий и лекарственных препаратов спасателями, осуществляющими аварийно-спасательные работы;
· при прохождении туристских маршрутов, требующих специального сопровождения;
· на гражданском воздушном судне;
· на железнодорожном, морском, речном вокзалах, аэровокзалах, автовокзалах, железнодорожных станциях и автостанциях;
· судебными приставами;
· должностными лицами таможенных органов;
· на железнодорожном транспорте при оказании услуг по перевозкам пассажиров;
· для оснащения пожарных автомобилей;
· сотрудниками полиции;
В 2025 же году утверждены и вводятся в действие требования к размещению, хранению и использованию аптечек и укладок для оказания работниками первой помощи пострадавшим (Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 09.08.2024 № 398н).
В нем содержатся требования о разработке локального акта, определяющего требования к местам размещения аптечек, требования к обеспечению контроля за комплектацией, пополнением аптечек, сроком годности медицинских изделий, необходимости установления периодичности контроля.
Данные требования вступают в силу 1 марта 2025 года.
По остальным аптечкам и укладкам должны быть разработаны и приняты свои требования к размещению, хранению и использованию, которые сейчас находятся в стадии проектов.
Изменения в отчетах по охране труда в 2025 году за 2024 год
Изменилась форма отчета № 1-Т (условия труда).
В 2025 году для подачи отчетности за 2024 год необходимо использовать форму, утвержденную Приложением №5 к приказу Росстата от 31.07.2024 № 338.
Отчет подается один раз в год с 1-го рабочего дня после отчетного периода по 21 января.
Форма отчета № 7-травматизм утверждена Приложением № 2 к приказу Росстата от 31.07.2023 № 361. Так же как и отчет 1-Т (условия труда), он является годовым и подается с 20 февраля по 1 марта.
Специальная оценка условий труда (СОУТ)
Приказом Минтруда России от 21.11.2023 № 817н утвержден новый порядок проведения СОУТ.
Изменения были нужны, так как почти полностью обновились гигиенические нормативы по вредным факторам. Вступили в силу новые санитарные правила, которые являются основой для расчета отклонения фактического состояния условий труда от предельно допустимых концентраций.
Также в рамках приказа Минтруда № 817н, кроме самой методики проведения СОУТ, утверждены:
Приложение № 2. Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов (ВОПФ)
Приложение № 3. Форма отчета о проведении СОУТ Приложение
№ 4. Инструкция по заполнению отчета о проведении СОУТ.
Данный Приказ заменит Приказ Минтруда России от 24.01.2014 № 33н и будет действовать до 1 сентября 2030 года.
Форма акта для несчастных случаев
Утвержден новый порядок оформления несчастного случая на производстве актом Н-1С
Приказом Минтруда России от 25.04.2024 № 237н внесены изменения в приложения к Приказу Минтруда России от 20.04.2022 № 223н.
Это необходимо, чтобы быстрее передавать информацию в СФР для подтверждения выплат пострадавшим в НС.
Часто происходит, что комиссия не может завершить расследование вовремя, потому что не готовы какие-то экспертизы, не хватает актов, или следственные органы затягивают сроки. В такой ситуации нужно составить акт Н-1С по форме 4 в приложении № 2 к порядку расследования НС. Если несчастный случай был квалифицирован, как не связанный с производством, акт по форме Н-1С не составляют.
Изменения в медицинских осмотрах в 2025 году
В 2025 году возможно поменяется порядок проведения медицинских осмотров, который в данный момент регламентируется Приказом Минздрава России от 28.01.2021 N 29н.
Планируется, что вместо одно порядка их станет два, а именно:
· для работников, выполняющих работы с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры;
· для работников эпидемиологически значимых профессий (организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений и др.).
На данный момент нормативно-правовые акты находятся в стадии проектов. Планируется, что новые порядки в случае их принятия вступят в силу с 1 марта 2025 года.
Лечебно-профилактическое питание
Расширен перечень работ, при выполнении которых работникам предоставляется бесплатно лечебно-профилактическое питание
Приказом Минтруда России от 19.03.2024 № 122н дополнен перечень работ, при выполнении которых работникам предоставляется бесплатное лечебно-профилактическое питание. В перечень вошли 24 новых раздела в сфере военной промышленности — производства боеприпасов и специальной химии.
Обеспечение работников СИЗ
С 1 января 2025 года организации будут обязаны полностью соответствовать новым правилам, предоставляя СИЗ согласно Единым типовым нормам (ЕТН) и учитывая специфику условий труда и профессиональные риски каждого сотрудника.
По требованиям новых Правил № 766н организации и ИП обязаны:
· На основе ЕТН, с учетом результатов СОУТ и оценки профрисков, а также мнения профсоюза (при его наличии в организации) разработать и утвердить нормы бесплатной выдачи СИЗ и смывающих средств.
· Разработать ЛНА, который урегулирует порядок обеспечения работников СИЗ и смывающими средствами, распределить обязанности и ответственность должностных лиц с учетом особенностей структуры управления организации и требований Правил.
· Информировать работников о нормах и способах выдачи СИЗ, условиях хранения, об обязанности следить за их целостностью и комплектностью, если СИЗ хранятся в нерабочее время у самих сотрудников.
· Проводить обучение, инструктаж и информирование работников о правилах эксплуатации СИЗ, использование которых требует практических навыков, проводить обучение простейшим способам проверки работоспособности.
· Вести учет и контролировать выдачу СИЗ и своевременный их возврат, когда закончится нормативный срок эксплуатации или если СИЗ досрочно вышло из строя.
· Не допускать сотрудников к работе без СИЗ, в неисправных СИЗ или СИЗ с загрязнением, снижающим уровень защиты.
· Обеспечить постоянное наличие СИЗ, смывающих и обеззараживающих средств в вендинговом аппарате, если он используется.
· Обеспечить хранение СИЗ согласно требованиям изготовителя, своевременно выявлять повреждения, возникшие при эксплуатации, ремонтировать СИЗ.
· Обеспечить уход, стирку, химчистку, обеспыливание, дегазацию, дезактивацию, дезинфекцию и обслуживание СИЗ согласно рекомендациям изготовителя.
· Своевременно принимать от работников, выводить из эксплуатации и утилизировать СИЗ.
В рубрике: Изменения в законе