7 августа 2020 г.
СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ ПО ПЕРВОЙ ПОМОЩИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Консультирует Марченко Дмитрий Владимирович – преподаватель-инструктор БЦО, главный внештатный специалист Минздрава Иркутской области по первой помощи
В современных условиях социально-ответственный работодатель не может позволить себе формальный подход к обучению своих работников навыкам оказания первой помощи – такова общемировая тенденция. Не секрет, что на современном рынке образовательных услуг присутствуют и откровенно безответственные структуры, предлагающие за небольшую цену дистанционно получить сертификат специалиста по первой помощи. Это, на первый взгляд, очень удобно – ведь не нужно издавать локальные приказы об организации обучения, думать о месте проведения занятий, приглашать специалиста; нет проблем с проверяющими органами…
Обучение навыкам оказания первой помощи (ПП) – пожалуй, один из немногих образовательных модулей, предусматривающий исключительно практико-ориентированный подход. Невозможно научиться оказывать помощь пострадавшему в реальных условиях, самостоятельно не отработав ни разу локальные алгоритмы спасения на занятиях, не пообщавшись со специалистом – преподавателем ПП.
На любом предприятии, особенно имеющим факторы профессионального риска (потенциально опасные виды производств) необходимо иметь «своеобразный щит» из подготовленных работников, которые смогут не дать человеку умереть в критической для него ситуации до прибытия экстренных служб.
Для чего нужна эта система подготовки и обучения работников предприятия навыкам первой помощи (СППП)? Ответ очевиден – для минимизации гибели и травмирования людей при вероятностной ЧС. Как правило, СППП затрагивает большие коллективы, а это предполагает наличие следующих условий:
- достаточного количества времени на обучение;
- достаточных ресурсов;
- замотивированности и обучаемых, и руководителей.
Всё это сопряжено с некоторыми начальными сложностями, учитывая, порой, специфику производства – дежурные смены, круглосуточный режим работы, локальные приказы, мнение руководства и, порой, снисходительное отношение к первой помощи как таковой.
Но результат «покроет» все возможные неудобства, так как на предприятии будет больше грамотных сотрудников, способных адекватно реагировать в ближайшее время после возникновения ЧС – чем больше будет обучено по единой методике людей, тем выше вероятность спасения конкретного пострадавшего.
Что необходимо сделать для организации СППП на предприятии:
1. Обучение ПП должно осуществляться компактно и на регулярной основе.
2. Необходимо запланировать периодическую переподготовку и повышение квалификации ранее обученных сотрудников предприятия, но не позже, чем 1 раз в 2 года
3. Непосредственно на предприятии организовать преемственность этапов оказания ПП пострадавшим совместно со службами экстренного реагирования.
А для этого (что уже давно практикуется Байкальским центром образования) разумно предложить:
- программу подготовки сотрудников навыкам первой помощи (очно, не менее 8 часов) – обязательный базовый уровень;
- программу подготовки инструкторов ПП (очно-заочная форма обучения – 72часа) из числа наиболее подготовленных сотрудников;
- подготовить комплект методических материалов по ПП в помощь обучаемым;
- утвердить календарный план обучения ПП для работников конкретного предприятия, предусмотрев в нём, в том числе, и повторные однодневные практико-ориентированные семинары в виде учебно-тренировочных занятий по сценариям возможных, наиболее типичных ситуаций;
- предусмотреть со стороны руководства систему контроля качества обучения своих сотрудников и «выживаемость» знаний, навыков и умений.
В рубрике: Изменения в законе